«Фондовый рынок обретает институциональную основу»: Азиза Юлдашева — о роли государства и инфраструктуре доверия

26–27 июня в Кыргызстане прошел XXI Евразийский облигационный конгресс и первый Форум рынков капитала. Мероприятие объединило представителей минфинов, регуляторов, бирж и эмитентов из более чем 10 стран. Одним из ключевых выступлений форума стал доклад Азизы Юлдашевой, и. о. президента Центрального депозитария Кыргызстана, посвященный роли государства в развитии инфраструктуры и доверия на рынке ценных бумаг.

В интервью «‎Акчабар» Азиза Юлдашева рассказала о системных изменениях, влиянии государственной воли и приоритетах формирования прозрачной финансовой среды.

— Азиза Сатыбалдиевна во время своего выступления на форуме вы затронули тему развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Насколько это важно?

— Сегодня фондовый рынок Кыргызстана предлагает инвесторам определенный выбор — акции, облигации и другие инструменты. Но без централизованной и надежной системы учета, расчетов и хранения эти инструменты остаются неэффективными.

Цель не в расширении ассортимента бумаг ради самого расширения. Куда важнее создать условия, при которых эти инструменты будут работать в рамках защищенной инфраструктуры. Именно наличие прозрачной и современной инфраструктуры является базисом для доверия — без него рынок обретает фрагментарный и рискованный характер.

На примере Казахстана, Узбекистана, России мы видим, что без полноценного центрального депозитария невозможны ни надежные расчеты (DVP), ни защита прав инвесторов, ни интеграция в международные стандарты. Кыргызстан идет этим же путем.

— Какую роль в проведении реформ на отечественном  фондовом рынке играет государство ?

— Еще несколько лет назад в стране не было закрепленной законодательно централизованной депозитарной системы. Ситуация начала меняться благодаря последовательным действиям государства:

  • Центральный депозитарий и Кыргызская фондовая биржа признаны системообразующими институтами;
  • Минфин стал мажоритарным акционером Центрального депозитария (57.2%);
  • Приняты поправки в Закон «О рынке ценных бумаг», формализующие создание Национального центрального депозитария.

Более того, с учреждением ОАО «Кылым Банк» формируется новая модель — единая инфраструктура с функциями депозитария, контрагента, нумерующего агента и расчетного центра. Все это под контролем государства, с прицелом на прозрачность и эффективность.

— Расскажите подробнее о предпринимаемых мерах и уже достигнутых результатах?

— В 2025 году начался новый этап, а именно все операции с государственными ценными бумагами переведены в биржевую инфраструктуру. Центральный депозитарий обслуживает расчеты по ним. Государственным компаниям рекомендовано работать исключительно через инфраструктуру Кыргызской фондовой биржи и Центрального депозитария.

Символичным шагом стал выпуск государственных казначейских облигаций с выходом на российский рынок через депозитарный мост. Это первый подобный опыт международной интеграции. Успешное размещение суверенных еврооблигаций на $700 млн с трехкратной переподпиской — еще одно подтверждение доверия со стороны глобальных инвесторов.

Кроме этого, было подписано соглашение о взаимном допуске брокеров стран Евразийского экономического союза к торгам на биржах друг друга, что расширяет потенциал рынка.

— Насколько важно государству оставаться активным участником фондового рынка?

— Рынок ценных бумаг Кыргызстана все еще находится в стадии формирования. В условиях низкой финансовой грамотности и отсутствия институциональных инвесторов полагаться только на рыночные силы — стратегическая ошибка.

В банковском секторе доверие сформировано благодаря регулятору и системе защиты вкладов. На фондовом рынке эту роль должен взять на себя Центральный депозитарий, при прямом участии государства.

В рамках утвержденной Дорожной карты развития фондового рынка на 2025—2028 годы Центральному депозитарию отведена ключевая роль:

  • статус Национального ЦД;
  • централизация всех новых выпусков;
  • обеспечение справедливого ценообразования;
  • интеграция с международными стандартами.

Любой долговой инструмент — от классических государственных ценных бумаг до исламских или ESG-бумаг — должен иметь единый и безопасный механизм учета и расчетов, который может обеспечить только Центральный Депозитарий.

— Какие механизмы защиты, на ваш взгляд, необходимо внедрять для защиты прав инвесторов?

— Необходимо повышать финансовую грамотность инвесторов путем проведения широкой информационной кампании.  Разрабатывать механизмы компенсационного фонда — на случай недобросовестных действий на рынке со стороны мошенников. Нужно совершенствовать порядок учета невостребованных денег и активов, а также внедрять цифровые сервисы — регистрация прав, раскрытие информации, электронное голосование. 

Только при условии сильного, прозрачного и независимого регулятора можно ожидать устойчивый приток долгосрочного капитала.

Следует отметить, что сегодня Кыргызстан делает важные и смелые шаги в этом направлении.  Есть политическая воля, сильная институциональная база и самое главное — решимость действовать системно, а не фрагментарно.

И если мы хотим получить инвестиционное доверие, как в банковском секторе, приток капитала и устойчивое развитие, государство должно оставаться его гарантом и архитектором.

Источник akchabar.kg